О́тче на́ш (также моли́тва Госпо́дня) — главная молитва в христианстве,
предложенная самим Иисусом Христом и приведённая в Библии.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, Да приидет Царствие Твое, Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.( Мф. 6, 9-13 )
Церковнославянский текст, принятый в современной Церкви
О́тче нашъ и́же еси́ на небесѣхъ,
да свѧти́тсѧ и́мѧ Твое́,
да прїи́детъ ца́рствїе Твое́:
да будетъ волѧ Твоѧ, я́ко на небеси́ и на земли́,
хлѣбъ нашъ насу́щный даждь намъ днесь,
и оста́ви намъ до́лги нашѧ,
я́коже и мы ѡставлѧемъ должнико́мъ нашымъ,
и не введи́ насъ во искуше́нїе,
но изба́ви насъ от лука́ваго.
яко Твое́ есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во вѣки вѣковъ.
Текст українською мовою
Отче наш, що єси на небесах!
Нехай святиться Ім'я Твоє,
нехай прийде Царство Твоє,
нехай буде воля Твоя,
як на небі, так і на землі.
Хліба нашого насущного дай нам сьогодні.
І прости нам довги наші, як і ми прощаємо винуватцям нашим.
І не введи нас у випробовування, але визволи нас від лукавого.
Бо Твоє є царство, і сила, і слава навіки. Амінь.
"Отче наш, Иже еси на небесех!" (Мф. 6, 9)
Произносящему
Отче какая потребна душа? Сколько нужно дерзновения? Какую надобно
иметь совесть, чтобы сколько познав Бога и уразумев, что естество Божие
есть благость, святыня, радование, сила, слава, чистота... потом уже
осмелиться выговаривать это слово, и такое Существо наименовать своим
Отцом? Явно, что, если имеет кто сколько-нибудь разума, то, не
усматривая в себе того же, что в Боге, не осмелится произнести к нему
слова сего и сказать: Отче! Ибо неестественно благому по сущности стать
отцом злого по делам, святому - отцом оскверненного по жизни, Отцу
жизни - отцом умерщвленного грехом... Посему, когда Господь учит нас в
молитве называть Бога Отцом, не что иное делает, как узаконивает
возвышенный образ жизни.
Когда Господь учит называть Себя Отцом,
кажется мне, Он узаконивает возвышенный и высокий образ жизни, потому
что Истина учит нас не лгать, не говорить о себе того, чего в нас нет,
не именовать себя тем, чем мы не были. Но, называя Отцом своим
Нетленного, Праведного и Благого, надо это родство оправдывать жизнью.
Поэтому, видишь ли, сколько требуется нам приготовления, какая нужна
жизнь, сколько и какой нужно тщательности, чтобы с возвышением нашей
совести достигнуть такой меры дерзновения и осмелиться сказать Богу:
"Отче".... Когда приступаем к Богу, будем сперва обращать внимание на
свою жизнь: имеем ли в себе что-либо достойное Божественного родства, и
потом уже осмелимся произнести слово "Отче". Свт. Григорий Нисский
Когда
говорит Господь в молитве: сущий на небесах, то сим словом не заключает
Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет в вышних
странах и горних жилищах. Свт. Иоанн Златоуст
"Да святится имя Твое" (Мф. 6, 9)
Да
святится значит да прославится. То есть сподоби нас так чисто жить,
чтобы через нас все Тебя славили, перед всеми являть жизнь сталь
неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке. Свт.
Иоанн Златоуст
Мы говорим да святится имя Твое не в том смысле,
будто мы желаем Богу, да святится Он молитвами нашими; но мы просим у
Него, чтобы имя Его святилось в нас. Ибо от кого же освятится Бог,
Который Сам всех освящает? Сщмч. Киприан Карфагенский
Освящаем
мы имя Небесного Отца по благодати, когда умерщвляем всякое
похотение... и очищаем себя от тлетворных страстей, ибо святость есть
совершенная неподвижность и мертвость похоти В сердце. Прп. Максим
Исповедник
"Да приидет Царствие Твое" (Мф. 6, 10)
Царствие,
испрашиваемое нами у Отца Небесного, есть будущее Царствие по кончине
мира. Мы молим Его о скорейшем пришествии сего Царства, чтобы нам
скорее вступить в него... Это - желание христиан, смятение язычников,
торжество Ангелов; ради Царства страдаем и его неудержимо желаем.
Тертуллиан
Какая дивная последовательность в молитве
Господней!.. После прошения о даровании совершенного богопознания
Господь научает усыновленного Богом человека просить, чтобы в его душу
низошло Царство Божие. Этого Царства Он повелевает просить смиренной,
но сильной молитвой веры... Ощутивший в себе Царство Божие соделывается
чуждым для мира, враждебного Богу... Он может непогрешительно желать,
чтобы настало на земле видимое Царство Божие, истребило с лица земли
грех, установило на ней владычество Правды. Свт. Игнатий Брянчанинов
"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли." (Мф. 6, 10)
Говоря:
да будет воля Твоя, не о том молимся, чтобы Бог делал, что хочет, но о
том, чтобы мы могли делать, чего хочет Бог. Ибо Богу кто может
воспрепятствовать делать, что хочет? Но так как дьявол препятствует
нам, чтобы и дух наш, и деяния наши во всем последовали Богу, то мы
просим и молим: да будет в нас воля Божия. Сщмч. Киприан Карфагенский
Бог
прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству; но
доколе сего не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь,
какая свойственна небожителям. Ибо должно желать, говорит Он, Неба и
Небесного. Но прежде достижения Неба надо землю сделать Небом, чтобы и
живя на ней, так поступать и говорить, как бы находились на Небе, и о
сем молить Господа. Свт. Иоанн Златоуст
"В одном месте, -
говорил старец, - молились о дожде, а в другом - чтобы не было дождя.
Вышло же, что Бог захотел". Иди, куда поведут, смотри, что покажут, и
все говори: "Да будет воля Твоя". Прп. Амвросий Оптинский
"Хлеб наш насущный даждь нам днесь;" (Мф. 6, 11)
Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Ин. 6, 33
Я семь хлеб жизни. Ин. 6, 47
Какой
прекрасный порядок дала Божественная премудрость молитвенным прошениям.
Когда после небесного, т.е. имени Божия, Царства Божия, воли Божией
дала место прошению и о земных потребах... Впрочем, слова хлеб наш
насущный дай нам на сей день будем разуметь более в духовном смысле.
Ибо Христос есть хлеб наш: Он есть жизнь наша и хлеб жизни, как сам
говорит: Я есмъ хлеб жизни... Испрашивая хлеба насущного, мы молимся о
непрестанном пребывании во Христе через приобщение Тела Его. Тертуллиан
В
нагорной беседе Господь говорит, что хлеб может иметь три значения:
может означать и вещественный хлеб, и таинство Тела Христова... и пищу
духовную. Из сих трех значений Он иногда преимущественно рассуждает об
одном, иногда о другом, но всегда имеет во внимании все три. Блж.
Августин
"И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим" (Мф. 6, 12)
Долгами
здесь разумеются грехи - слова, дела и помышления, закону Божию
противные... Называются же грехи долгами того ради, что как в
гражданстве бывает, что долги обязывают должника к отдаче заимодавцу...
так и грехи обязывают нас к удовлетворению правды Божией, и когда не
имеем, чем заплатить, то заключают нас в вечную темницу. Сих долгов
заплатить сами через себя мы не можем, и ради этого прибегаем к
заслугам Христовым и к милосердию Божию... Когда просим, остави нам
долги наши, то через это видно, что мы не только за себя, но и друг за
друга молимся...
Говорится: яко же и мы оставляем должником нашим.
Сим словом научаемся, чтобы и сами оставляли грехи ближним нашим... Бог
нам от милосердия прощает грехи; и мы, подражая Ему, от милосердия
должны прощать грехи братии нашей. Свт. Тихон Задонский
"И не введи нас в искушение" (Мф. 6, 13)
Искушений,
по Писанию, два рода: одни бывают через то, что приятно, а другие через
то, что скорбно и болезненно; одни произвольные, а другие невольные. От
тех рождается грех, и не внити в них повелено нам молиться по заповеди
Господа, преподавшего говорить нам в молитве: и не введи нас в
искушение... А другие суть казнители греха, наказующие грехолюбивое
расположение наведением невольных тяжких прискорбностей, каковые если
кто претерпит... к себе найдет приложимыми слова великого Иакова: С
великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные
искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение (Иак. 1,
2-3). За обоими такими искушениями злоумышленно подсматривает лукавый,
и во время первых ухищряется посредством всеяния и возбуждения плотских
сластей соблазнить душу отстать от боголюбивого настроения, а во время
вторых покушается обманом склонить душу, подавляемую тяжестью скорбей и
бед, принять помыслы ропота и возведения неправды на Создавшего. Прп.
Максим Исповедник
При сем рождается немаловажный вопрос! Если мы
молимся, чтобы не подвергнуться искушению, то как можем доказать
добродетель своей твердости, которой требует Святое Писание?.. Блажен
человек, который переносит искушение (Иак. 1, 12). Итак, слова молитвы
- не введи нас в искушение - не то значат, что не попусти нам
когда-либо искушаемым быть, но - не попусти нам быть побежденным в
искушении. Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо не произнес
ничего неразумного о Боге (Иов. 1, 22) и не осквернил уст богохулением,
к чему хотел привести его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был
Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни
один не исполнил воли искусителя. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин
Не
Сам Бог вводит в искушение, но попускает быть введену в него тому, кого
лишает Своей помощи по сокровеннейшим намерениям Своим, потому что он
того заслуживает. Блж. Августин
"Но избави нас от лукавого" (Мф. 6, 13)
После
всего к концу молитвы привходит заключение, кратко выражающее все наши
моления и прошения. В конце говорим: но избави нас от лукавого, разумея
под тем всякие беды, которые в сем мире замышляет против нас враг и
против которых у нас будет верная и крепкая защита, если избавителем от
них будем иметь Бога, если по нашему прошению и молению Он будет
подавать нам Свою помощь. Затем после слов - избави нас от лукавого -
мы просим полного покровительства Божия против лукавого, а получивши
такое покровительство, мы уже безопасны и защищены от всех козней
дьявола и мира. В самом деле, чего бояться со стороны мира тому, кому В
этом мире Защитник Бог? Сщмч. Киприан Карфагенский
Сим молимся
Отцу Небесному, чтобы Сам нас от него защитил, от которого сами (своими
силами) охраниться не можем... Сим словом к молитве нас возбуждает
Спаситель наш и молитвой от него избавляться научает. Свт. Тихон
Задонский
"Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки." (Мф. 6, 13)
Напоминанием
о враге в словах избави нас от лукавого, соделавши нас осторожными и
пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее,
представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и
показывая, что Он могущественнее всех. Яко Твое есть, говорит
Спаситель, Царство и сила и слава. Итак, если Его Царство, то не должно
бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто с Ним не разделяет
власти. Ибо когда Спаситель сказал: Твое есть Царство, то показывает,
что и этот враг наш подчинен Богу, хотя еще и сопротивляется по
попущению Божию... Словом: и слава показывается, что сей Царь не только
освобождает тебя от угрожающих тебе зол, но еще может делать тебя и
славным... ибо как сила Его велика, так и слава Его неизреченна, и всё
сие беспредельно и бесконечно. Свт. Иоанн Златоуст